Новости
архив новостей
![]() 16.02.2021
![]() 01.06.2020
![]() 30.05.2020
![]() 06.05.2020
![]() IV Областной конкурс профессионального мастерства «Учитель и ученик» 05.12.2019
|
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАВИКТОР ВАСНЕЦОВ АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА 1 занятие 13 мая лекции ВИКТОР ВАСНЕЦОВ АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА 2-ой половины 19 века презентация ТВОРЧЕСТВО ВАСНЕЦОВА презентация АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.
ИЛЬЯ РЕПИН И ВАСИЛИЙ СУРИКОВ 1 занятие 6 мая лекция ИЛЬЯ РЕПИН и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ презентация ТВОРЧЕСТВО РЕПИНА 1 часть презентация ТВОРЧЕСТВО РЕПИНА 2 часть презентация ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ТВОРЧЕСТВО СУРИКОВА Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.
ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ И ИСААК ЛЕВИТАН 1 занятие 27 апреля лекция ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ и ИСААК ЛЕВИТАН презентация ТВОРЧЕСТВО ПОЛЕНОВА презентация ТВОРЧЕСТВО ЛЕВИТАНАДомашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ XIX ВЕКА 1 занятие 20 апреля лекция РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА презентация РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА.САВРАСОВ И ШИШКИН презентация РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА. ВАСИЛЬЕВ И КУИНДЖИ Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 2 занятия 6 и 13 апреля Во второй половине XIX в. в исторической и жанровой живописи зарождаются многие особенности искусства критического реализма. Продолжает развиваться бытовой жанр. В русском искусстве огромную роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, в уставе которого говорилось о том, что выставки должны помочь провинциальным жителям познакомиться с русским искусством, а также развить любовь к искусству в обществе. Основоположниками Товарищества были Н.Н.Ге, В. Г. Перов, И, Н. Крамской и др. Главным художественным принципом Товарищества был реализм, или «правда жизни», как говорили передвижники. Для них было важно отразить национальное своеобразие русской жизни и русского искусства. Одним из аспектов проблемы национальной специфики было постижение русского характера или типа. Стремление к типическому очевидно в таких работах, как «Крестьянин с уздечкой» И. Н. Крамского, «Кочегар» Н.А.Ярошенко, «Шахтерка» Н.А. Касаткина и др. Особое место в творчестве передвижников занимал пейзаж. Художники А. К.Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев запечатлели красоту и мощь русской природы, сумев в истинно национальном отразить вечное, непреходящее. В. Д. Поленов прославился как пейзажист и автор полотен на исторические темы. В творчестве передвижников разнообразно был представлен бытовой жанр: от «хоровых сцен» — многофигурных шествий, гуляний, свадебных церемоний (И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В. М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу») до картины-рассказа с небольшим количеством действующих лиц (Н. В. Неврев «Смотрины»). Историческая живопись передвижников была связана в основном с именами И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Выразителями передвижнических идей в художественной критике явились В. В. Стасов и И.Н. Крамской. Живопись Искусство второй половины XIX в. традиционно охватывает период с начала 1860-х до начала 1890-х годов — время господства так называемого критического реализма. Лучше всего отражала идеи реализма жанровая живопись, главенствующая на протяжении 1860-х годов. В пейзаже наряду с романтическими углубляются и реалистические тенденции (И. К. Айвазовский и др.). Особое место в русской живописи принадлежит произведениям передвижников — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, A. К. Саврасова, И. И. Шишкина, B.Д. Поленова и др. Творчество их было чрезвычайно разнообразно по жанрам: исторические и социально-бытовые картины, портреты, пейзажи и др. Товарищество передвижных художественных выставок. В 1870-х годах по инициативе художника Г. Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от Академии объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами. Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду жизни, и прежде всего о русской жизни, — русский реализм. Быть верным действительности для художника-реалиста — означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. С Товариществом передвижных художественных выставок были связаны почти все заметные художники-реалисты 1870—1880-х годов. К середине 1890-х годов оно утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок Товарищества; последняя, 48-я была устроена в 1923 г. Василий Григорьевич Перов (1834-1882) вначале учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Самым популярным художником 1860-х годов Перова сделали три жанровых полотна: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвал у публики разные реакции: от негодования до полного согласия с видением художника. Из кабака вываливаются пьяные участники праздничного шествия, среди них и сам священник. Хмурый пейзаж усиливает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. Это полотно запечатлело унылую картину убожества русской деревни. На картине « Чаепитие в Мытищах» разжиревший, самодовольный поп пьет чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает стоящих рядом нищих — босоногого мальчика и солдата. Калеку с боевой наградой на старой шинели грубо отталкивает от стола прислужница. То же настроение скорбного сочувствия обездоленным звучит в картине «Проводы покойника». Согбенная фигура вдовы крестьянина показывает, что ее горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Персонажи картины «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» — дети, впряженные в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях Перова этого периода, таких, как «Утопленница» и «Последний кабак у заставы». Портреты, которые Перов создал в конце 1860 – начале 1870-х годов, традиционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя. Портрет драматурга Л. Н. Островского (1871) слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображен в домашней одежде. Он внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор. Ф. М. Достоевский (1872) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращен внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»), В облике Достоевского подчеркнута почти болезненная напряженность. Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьезной идейной или социальной нагрузки. Художник изображал ничем не примечательных людей, поглощенных любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охотники на привале», 1871). Позы, жесты и мимика этих героев кажутся немного нарочитыми. Перов превосходно отразил в живописи нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние на современников и на последующие поколения художников. Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся живописец и график — писал портреты и картины на евангельские сюжеты. Он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, окончил четырехклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушером у фотографа, затем приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов. Наиболее интересен его «Автопортрет» (1867). К зрителю повернуто умное и волевое лицо с пристальным взглядом. В нем нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике как о творческой личности, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночинца 1860-х годов. Славу Крамскому принесла работа «Христос в пустыне» (1872). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряженном, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как иносказание: образ Христа был символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя, совершающего нелегкий выбор и предчувствующего трагическую развязку. В 1873 г. в Ясной Поляне, усадьбе Льва Николаевича Толстого, Крамской работал над его портретом для галереи П. М.Третьякова. Удивительное сходство — одно из достоинств этой работы. В ней прочитываются важные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу. Руки не закончены, за свободными сборками блузы не ощущается тела. Еще одна знаменитая картина Крамского — «Неизвестная» (1883). Молодая женщина в мехах и бархате с высокомерным выражением лица едет в прогулочной коляске по Невскому проспекту. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму. Крамской сыграл очень важную роль в художественной жизни 1870-1880-х годов: он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколько устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, которое отражало бы реальную жизнь. Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.
|