Новости
архив новостей
ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2019-2020 уч.г.
01.06.2020
Итоги IV открытого областного конкурса «Краски земли Рязанской»
30.05.2020
ОТКРЫТКА КО ДНЮ ПОБЕДЫ
06.05.2020

IV Областной конкурс профессионального мастерства «Учитель и ученик»

05.12.2019
ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ - 2019
14.11.2019

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

1 занятие 13 мая

лекции ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА 2-ой половины 19 века

презентация ТВОРЧЕСТВО ВАСНЕЦОВА

презентация АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.

 

ИЛЬЯ РЕПИН И ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

1 занятие 6 мая

лекция ИЛЬЯ РЕПИН и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

презентация ТВОРЧЕСТВО РЕПИНА 1 часть

презентация ТВОРЧЕСТВО РЕПИНА 2 часть

презентация ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ТВОРЧЕСТВО СУРИКОВА

Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.

 

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ И ИСААК ЛЕВИТАН

1 занятие 27 апреля

лекция ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ и ИСААК ЛЕВИТАН

презентация ТВОРЧЕСТВО ПОЛЕНОВА

презентация ТВОРЧЕСТВО ЛЕВИТАНА

Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.

 

РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ XIX ВЕКА

1 занятие 20 апреля

лекция РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА

презентация РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА.САВРАСОВ И ШИШКИН

презентация РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ 19 ВЕКА. ВАСИЛЬЕВ И КУИНДЖИ

Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

2 занятия 6 и 13 апреля

Во второй половине XIX в. в исторической и жанровой живописи зарождаются многие особенности искусства критического реализма. Продолжает развиваться бытовой жанр.

В русском искусстве огромную роль сыграло Товарищество передвижных художественных    выставок,    в    уставе которого  говорилось  о  том,  что выставки         должны      помочь провинциальным              жителям познакомиться                 с русским  искусством,  а  также  развить любовь  к искусству  в  обществе.  Основоположниками   Товарищества   были  Н.Н.Ге,  В.  Г. Перов,  И,  Н.  Крамской  и  др.  

Главным  художественным принципом Товарищества              был реализм,  или «правда  жизни»,  как  говорили   передвижники.   Для   них   было важно  отразить         национальное   своеобразие русской жизни и русского искусства. Одним  из  аспектов  проблемы национальной специфики         было постижение русского характера или типа. Стремление   к   типическому   очевидно в таких работах, как «Крестьянин с уздечкой» И. Н. Крамского, «Кочегар» Н.А.Ярошенко, «Шахтерка» Н.А. Касаткина и др.

Особое   место   в   творчестве   передвижников занимал пейзаж. Художники А. К.Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев запечатлели красоту и мощь русской природы, сумев в истинно национальном отразить вечное, непреходящее. В. Д. Поленов прославился как пейзажист и автор полотен на исторические темы.

В творчестве передвижников разнообразно был представлен бытовой жанр: от «хоровых сцен» — многофигурных шествий, гуляний, свадебных церемоний (И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В. М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»)  до  картины-рассказа  с  небольшим   количеством   действующих   лиц (Н. В. Неврев «Смотрины»). Историческая        живопись         передвижников   была связана в основном с именами И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Выразителями    передвижнических идей в художественной критике явились В. В. Стасов и И.Н. Крамской.

Живопись

Искусство второй половины XIX в. традиционно охватывает период с на­чала 1860-х до начала 1890-х годов — время господства так называемого критического реализма. Лучше всего отражала идеи реализма жанровая живопись, главенствующая на протяжении 1860-х годов.

В  пейзаже  наряду  с  романтическими углубляются и реалистические тенденции (И. К. Айвазовский и др.).

Особое место в русской живописи принадлежит произведениям передвижников — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, A. К. Саврасова, И. И. Шишкина, B.Д. Поленова и др. Творчество их было чрезвычайно  разнообразно по  жанрам: исторические и социально-бытовые картины, портреты, пейзажи и др.

Товарищество    передвижных  художественных  выставок.

В 1870-х годах по инициативе художника Г. Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от Академии объединениеТоварищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах  России и распределяла доходы между членами. Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской.

Передвижники создали искусство, которое  должно  было  говорить  правду жизни, и прежде всего о русской жизни, — русский реализм. Быть верным действительности для художника-реалиста — означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности  быта,  обстановки,  одежды, но и передавать  типичность  ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

С Товариществом передвижных художественных выставок были связаны почти все заметные художники-реалисты 1870—1880-х годов. К середине 1890-х годов оно утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок Товарищества; последняя, 48-я была устроена в 1923 г.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)  вначале  учился  в  Арзамасской школе живописи,  а  потом  поступил  в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Самым популярным художником 1860-х годов Перова сделали три жанровых полотна: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду».

«Сельский  крестный  ход  на  Пасхе» вызвал  у  публики  разные  реакции:  от негодования   до   полного   согласия   с видением художника. Из кабака вываливаются  пьяные  участники  праздничного  шествия,  среди  них  и  сам священник. Хмурый         пейзаж       усиливает ощущение  беспросветного  мрака, грязи,   тоски.   Это   полотно   запечатлело унылую картину убожества русской деревни.

На картине « Чаепитие в Мытищах» разжиревший, самодовольный поп пьет чай за столиком на свежем воздухе. Он не  замечает  стоящих  рядом  нищих  — босоногого мальчика и солдата.  Калеку с боевой наградой на старой шинели грубо отталкивает от стола прислужница.

То же настроение скорбного сочувствия  обездоленным  звучит  в  картине «Проводы  покойника».  Согбенная  фигура вдовы крестьянина  показывает, что ее горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.

Персонажи  картины  «Тройка.  Ученики мастеровые везут воду» — дети, впряженные  в  сани  с  огромной  обледенелой  бочкой,  вызывают  еще  большее сострадание  у  зрителя.  Столь  же печален   сюжет,   мрачен   пейзаж   и   в других        произведениях Перова       этого периода,  таких,  как  «Утопленница»  и «Последний кабак у заставы».

Портреты,  которые  Перов  создал  в конце 1860 – начале 1870-х годов, традиционны    по    композиции    и    очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и  особенности личности героя. Портрет драматурга Л. Н. Островского (1871) слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображен в домашней одежде. Он внимательно  глядит  на  зрителя  и,  кажется, сейчас вступит в разговор.

Ф.  М.  Достоевский  (1872)  показан иначе.  Руки  сцеплены  у  колен,  взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев,  но,  в  сущности,  обращен  внутрь себя  (в  этот  период  писатель  работал над романом «Бесы»), В облике Достоевского  подчеркнута  почти  болезненная напряженность.

Жанровые  картины  охотничьей  серии   Перова   свободны   от   серьезной идейной         или   социальной         нагрузки. Художник  изображал  ничем  не примечательных людей,       поглощенных любимым   занятием:   они   ловят   птиц («Птицелов»,   1870),   рассказывают   и слушают  охотничьи  истории  («Охотники на привале»,  1871).  Позы,  жесты и мимика этих героев кажутся немного нарочитыми.

Перов превосходно отразил в живописи нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние на современников и на последующие поколения художников.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся  живописец  и график  — писал  портреты  и  картины на евангельские сюжеты. Он родился в маленьком городе  Острогожске  в  семье  мелкого  чиновника,  окончил  четырехклассное училище,  был  переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушером у фотографа, затем приехал в  Петербург  и  поступил  в  Академию художеств.

Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов. Наиболее интересен его «Автопортрет» (1867). К зрителю повернуто умное  и  волевое  лицо  с  пристальным  взглядом.  В  нем  нет  ничего,  что связывалось  бы  с  привычными  представлениями  о  художнике  как о   творческой  личности,  зато  Крамской  передал  в  собственном  облике  типичные черты разночинца 1860-х годов.

Славу  Крамскому  принесла  работа «Христос в пустыне» (1872). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос,   пребывающий   в   напряженном,  скорбном  раздумье.  Для  многих современников   полотно   читалось   как иносказание: образ Христа был символом нравственного  подвига,  готовности к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить  героя,  совершающего нелегкий выбор и предчувствующего трагическую развязку.

В 1873  г. в Ясной Поляне, усадьбе Льва  Николаевича  Толстого,  Крамской работал над его портретом для галереи П. М.Третьякова. Удивительное сходство — одно из достоинств этой работы. В ней прочитываются важные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу. Руки не закончены, за свободны­ми сборками блузы не ощущается тела.

Еще одна  знаменитая    картина Крамского   —   «Неизвестная»   (1883). Молодая женщина в мехах и бархате с высокомерным  выражением  лица  едет в   прогулочной   коляске   по   Невскому проспекту. Однако в лице героини можно  увидеть  не  только  надменность,  но и грусть, затаенную драму.

Крамской сыграл  очень  важную роль в художественной жизни 1870-1880-х годов: он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколько устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, которое отражало бы реальную жизнь.

Домашнее задание: ознакомиться с текстом и презентацией. Законспектировать в тетрадь по истории изобразительного искусства.

 

презентация РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 60-ЫХ ГОДОВ.ТВОРЧЕСТВО ПЕРОВА

презентация ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ. КРАМСКОЙ